Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Самоанализ профессиональной педагогической деятельностиСамоанализ профессиональной педагогической деятельности. Я, Борисова Надежда Владимировна, воспитатель. В 2015 году окончила «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» по специальности - воспитатель детей дошкольного возраста. В детском саду «Золотая рыбка» работаю с 2010г. Цель моей профессиональной деятельности – создание благоприятных условий, направленных на развитие, воспитание и обучение детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи:
В настоящее время работаю с детьми 6 – 7 лет. Нашу группу посещают 22 ребенка: 12 – девочек, 11 – мальчиков, с разными психологическими особенностями, темпераментом, привычками. Наблюдая за поведением детей группы, мы отметили, что наши мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Девочки же более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве: им достаточно уголка или стола с игровыми атрибутами. Но, несмотря на это, дети легко объединяются в небольшие подгруппы в совместной игровой деятельности на основе общих интересов, взаимных симпатий. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.
Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Я обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребёнок может ярко проявить себя, выразить своё истинное отношение к тем или иным явлениям. Создаю условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, учитываю интересы каждого, обеспечиваю комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности детей. Даю возможность высказываться, отстаивать и опровергать свое или чужое мнение. С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию, предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок). Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения. Воспитанники нашей группы развиваются согласно возрасту, осваивают программный материал на допустимом уровне. Дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, танцевальной студии. С целью достижения оптимальных образовательных результатов у детей группы, в педагогическом процессе использую современные образовательные технологии и методы:
Первостепенной задачей во всех возрастных группах является укрепление и сохранение здоровья детей. Для этого реализую комплекс оздоровительно – закаливающих мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе с максимальной двигательной активностью, смена динамических поз и физ. минутки во время образовательной деятельности, сон в хорошо проветренном помещении без маек, взбадривающая гимнастика после сна, хождение по ледяной дорожке, дыхательная гимнастика, плавание в бассейне. При проведении закаливающих мероприятий осуществляю дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья, принимая во внимание пожелания родителей. Системное проведение всех мероприятий позволило получить стабильную посещаемость и снижение заболеваемости на 0,5%. А так же способствовало росту уровня физического развития на 10%. С использованием информационно-коммуникационных технологий учебно-воспитательный процесс дает педагогу возможность расширить свои творческие способности и оказать положительное влияние на воспитание, развитие и обучение детей. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество педагогического процесса, индивидуализировать обучение детей, обогатить и обновить воспитательно-образовательный процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО. Мною создан персональный сайт воспитателя, где коллеги и родители могут ознакомиться с деятельностью нашей группы, задать вопросы. Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира. Поэтому, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Исходя из выше сказанного, считаю целесообразным применение метода личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Свой рабочий день начинаю с индивидуальной работы с детьми, которая связана с темой недели. Предлагаю детям игровую ситуацию или проблемный вопрос, который дети пытаются решить в игровой форме. Поставив перед ребёнком задачу, наблюдаю за её выполнением: каким способом он её решает и за качеством выполнения, её результативностью. Индивидуальную деятельность планирую на всю неделю, учитывая особенности развития каждого ребёнка. Индивидуальная работа направлена на развитие речи детей, логики, воображения, памяти, слухового или зрительного восприятия. В процессе своей деятельности использую беседы, дидактические игры, настольно-печатные игры и т.д. В образовательной процессе применяю игровые технологии, которые позволяют заинтересовать, удивить детей; пробудить в воспитанниках активность, самостоятельность в добывании знаний; превратить ребенка в партнера, сделать его субъектом обучения; повысить эффективность обучения; открыть в ребенке творческую личность. Также использую метод проектов. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, обеспечивает сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, является способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости его в коллективе. На помощь детям приходят родители. Однако, текстовое оформление проекта вызывает у меня определенные затруднения. Для решения данной проблемы обращаюсь за помощью к методистам, изучаю методическую литературу и опыт коллег. Совместно с воспитанниками и их родителями были реализованы следующие проекты:
Проект «Создание мультфильма посредством использования конструктора ТИКО» был представлен на XI Международном фестивале проектов (ТОИПКРО) и награжден дипломом II степени, а так же во Всероссийском конкурсе «Педагогический проект» (ТГПУ), где ему присвоено 1 место. Проектная деятельность позволила нам сплотить детей, привлечь к совместной деятельности родителей. Ежегодно дети совместно с родителями участвуют в творческих выставках, предлагаемых ДОУ:
В начале и конце учебного года мы изучаем уровень достижений детей, их личностного развития. Деятельность ребенка оцениваем с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития посредством наблюдений. Сравнительный анализ оценки личностного развития детей группы «Светлячок» за 2016-2018 г.г.
По результатам диагностирования можно сделать вывод, что дети нашей группы умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а также сформирован широкий кругозор. Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей стали участие и победы наших воспитанников в различных конкурсах и фестивалях (Таблица №1). Одной из важных задач моей педагогической деятельности является партнёрское взаимодействие с родителями. Преемственность и содействие между детским садом и семьей благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии и состоянии детей. Поэтому, в работе с родителями, стараюсь каждую нашу встречу сделать наиболее познавательной, интересной, доступной в оказании практической помощи в решении возникающих проблем. Мое общение с родителями базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. С целью расширения психолого-педагогических знаний родителей использую интерактивные методы: решения проблемных задач семейного воспитания; упражнение в логичности рассуждений; развитие чувства педагогического такта; анализ родителями поведения ребенка. Перечисленные выше методы помогают делать процесс сотрудничества максимально дифференцированным, а родители становятся активными участниками образовательных отношений. Достичь наилучших результатов взаимодействия с родителями воспитанников, обобщить лучший семейный опыт, сообщить необходимую информацию о достижениях ребенка в различных видах деятельности позволили в моей работе ряд мероприятий: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, вечера для родителей, тематические выставки, «круглые столы» на различные темы, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. Они являются, на мой взгляд, доступной формой, позволяющей вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. На групповых родительских собраниях знакомлю с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи; провожу различные консультации с использованием ИКТ, мастер – классы, семинары – практикумы.
Для того, чтобы достичь более высоких образовательных результатов в группе создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО, которая обеспечивает реализацию игровой, познавательной, исследовательской деятельности, творческой и двигательной активности. Все уголки расположены в группе так, чтобы детям был доступен материал. Каждому ребёнку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности, но и становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования. Информация для детей обновляется или оформляется в зависимости от темы недели.
С введением ФГОС ДО передо мной образовались проблемы:
Реализуя концепцию математического образования, мною была разработана модифицированная программа для работы с детьми 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО на тему «Формирование познавательной активности дошкольников посредством использования конструктивно-модельной деятельности в математическом образовании». Данное пособие включает в себя: учебно-тематические планы для детей старшей и подготовительных групп, конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием конструктивно- модельной деятельности, логико-математические игры, картотеку игр по математике с использованием ЛЕГО конструктора, занимательную математику: задачи- сказки, математические сказки, консультационный материал для родителей. В 2018 году программа представлена на региональном конкурсе «Математика нужна всем» (ТОИПКРО), где ей присвоено 1 место.
В данный момент работаю над новой темой самообразования «Продуктивная деятельность как средство речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных, так как овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. В 2018 году я приняла участие в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года» и стала финалистом конкурса. Исходя из выше сказанного, следует отметить, что современная деятельность педагога требует постоянного повышения качества образовательного процесса, своего профессионального мастерства посредством внедрения инновационных методов, приемов и технологий, умения творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности. Новые ориентиры, программы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом, помогут успешно решать поставленные перед нами задачи. |
Поиск
|
|||||||||||||