Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
Тема: «Деревья кустарники»
Цель: Формирование интереса к растительному миру, особенностям его внешнего вида и бережного отношения к нему. Задачи. Закрепить представление об обобщающем понятии – растения. Способствовать формированию понятий об общих (корень, ствол, ветви, листья) и отличительных (у дерева– 1 ствол, у кустарника – много) признаках деревьев и кустарников. Обогащать словарный запас. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. Развивать навыки анализа, обобщения, умения делать выводы. Развивать связную речь у детей. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход:
Воспитатель. Ребята посмотрите к нам залетел воздушный шарик и с ним конвертик. Сейчас посмотрим что в нем. Воспитатель открывает конверт читает загадку. Воспитатель. Слайд 1 Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) Дети. осень Воспитатель. - Правильно, осень. А как можно узнать, что на дворе осень? Слайд 2 Воспитатель показывает детям таблицу "Приметы Осени". Воспитатель: Стало холодно, дуют ветра, часто идут дожди. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. Исчезают насекомые. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. С полей и из садов убирают урожай. Животные готовятся к зиме. Люди стали одеваться теплее. Давайте перечислим осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь. Слайд 3Дети получают письмо от буратино Буратино: - Я гулял на участке и видел много растений, но только одни деревья. - Ребята, а еще я видел очень странные деревья – они маленькие, их много и растут они на одном месте. Воспитатель: - Что же за деревья видел Буратино на участке. Дети объясняют, что это кусты. Воспитатель: Давайте мы с вами объясним Буратино как отличать куст от дерева. Слайд 4 Воспитатель: - Что изображено на картинках? (Куст и дерево). - А как вы узнали где дерево, а где куст? Дети называют и показывают на картинке корни, ствол, ветки, листья. Воспитатель показывает на картинку с деревом: - Сколько стволов много или один, закрепляет рядом соответствующую модель. Воспитатель показывает на картинку кустарника: А сколько стволов на это картинке? (Много). Воспитатель: - Правильно ребята у дерева – один ствол, а у кустарника – много. Воспитатель: А чем еще не похожи кустарник и дерево? (Дерево высокое, а кустарник низкий).Ствол у дерева - толстый, а у куста - тонкий. Молодцы ребята теперь и Буратино будет знать чем похожи и не похожи куст и дерево. - В лесу много деревьев и все они разные: толстые, тонкие, высокие, низкие. Я скажу: Высокие - поднимайте руки вверх Низкие - приседайте и руки опускайте Толстые - делайте круг шире Тонкие - делайте круг уже. Воспитатель - Молодцы, ребята, весело играли. Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру Отгадайка. Я буду загадывать вам загадки и если вы даете правильный ответ то на экране появится изображение дерева или кустарника. Слайд 5 Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза) Слайд 6 В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос. (Рябина) Слайд 7Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это … (дуб) Слайд 8Ветра нет ,а я дрожу, Листьями всё лопочу. Белкам, птицам здесь приют, Лоси пищу здесь найдут (осина)
Слайд 9На мне колючие иголки, Но я не пихта и не ёлка. Стройна, прекрасна, зелена Весь год красавица ... (сосна) Слайд 10Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это... (клен) Слайд 11Под кустами белка скачет И в траве орехи прячет. Как кусты зовутся эти? Мне, конечно, скажут дети. (Орешник) Слайд 12 Ветка в гроздья разодета Фиолетового цвета. В яркий теплый майский день Расцвела в саду (сирень) Воспитатель: Молодцы ребята как отлично справились! Золотятся между сосен, (поднимают руки, качают ими) Клены желтые стоят. Что за чудный им наряд (повороты туловища вправо-влево) Подарила Осень! Как украсила рябины, (кружатся медленно на месте) Бросив щедрою рукой Меж узорною листвой Яркие рубины! И качаются березы (поднимают руки и качают ими) В разноцветных кружевах. Воспитатель: Отлично справились ребята! О чем теперь знает и Буратино?